СПб ГБУ "Центр реабилитации инвалидов по зрению"

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению"

Пресса о нас
Научно-методическая работа
Благодарности сотрудникам и администрации ЦМСРИЗ
Литературная гостиная

Ломакина Ю.М. "Создание эффективных программ психологической реабилитации для незрячих и слабовидящих людей, с учетом специфики состояния зрения"

15 мая 2019

Создание эффективных программ психологической реабилитации для незрячих и слабовидящих людей, с учетом специфики состояния зрения.

Ломакина Ю. М.

Государственное бюджетное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» на протяжении многих лет занимается реабилитацией незрячих и слабовидящих людей. В большинстве своем это люди, потерявшие зрение во взрослом возрасте, что определяет основную цель реабилитационных мероприятий – восстановление навыков, способствующих социальной адаптации и активному участию в жизни общества в условиях зрительной депривации.

Работа психолога в процессе реабилитации состоит из четырех разделов:

1. Психодиагностика получателей социальных услуг, их проблемных зон, реабилитационного потенциала, адаптивных возможностей, личностных особенностей.

2. Психокорреционная работа: этот раздел включает цикл занятий по коррекции отношения к себе, к социуму, к утрате зрения.

3. Психологическое консультирование (индивидуальные и групповые консультации по личным запросам, допрофессиональной подготовке), также в работе используются различные психотерапевтические техники.

4. Этот раздел включает проведение психологических тренингов различной направленности, способствующих активизации коммуникативных возможностей инвалидов по зрению.

Особенности работы психолога с незрячими инвалидами заключаются в подборе и модификации методик, техник, упражнений и тренинговых программ, применительно к их потребностям, отвечающих задачам не только психологической реабилитации, но и реабилитационного процесса в целом. Используемые методики должны быть ориентированы на активное освоение социальной среды и приобретение навыков коммуникативной культуры. Также диагностические материалы должны легко восприниматься на слух , а для работы со слабовидящими людьми  текст методик должен увеличиваться в полтора раза.

В Центре медико-социальной реабилитации инвалидов разработана программа психологической реабилитации, отвечающая вышеуказанным требованиям. 

Для создания такой программы, необходимо знание теории тифлопсихологии, общих положений о реабилитации людей трудоспособного возраста, психологических особенностей незрячих и слабовидящих людей. 

Существует несколько теорий о наличии или отсутствии психологических особенностей у незрячих людей. От полного отсутствия таковых, до огромного количества этих особенностей. В зависимости от того, какой точки зрения придерживается автор, такие им предлагаются и реабилитационные или образовательные мероприятия. При разработке программы психологической реабилитации были изучены и проанализированы работы Л. С. Выготского, Б. Г. Коваленко, А. Г. Литвака и др. В зависимости от времени потери или ухудшения зрения можно выделить две основные группы, это незрячие или слабовидящие с рождения и потерявшие зрение в трудоспособном возрасте. Утрата зрения может привести к изменениям в развитии психических процессов, психических состояний, свойств личности. В зависимости от направленности адаптации личности незрячего человека к потере зрения выделяют: адаптацию личности к предметному миру, адаптацию личности к социальной среде, адаптацию личности к собственному «Я». 

При составлении программы мы придерживались единства двух направлений диагностики и коррекции. Зная психические особенности незрячих людей вообще, и факторы, влияющие на каждого отдельного незрячего или слабовидящего человека, можно составить адекватный диагностический блок программы. Проанализировав полученные данные, можно приступать к следующему этапу – подбору коррекционного материала (упражнений, дискуссий, психологических бесед). На этом этапе важно знать адаптационные возможности и проблемные зоны каждого конкретного инвалида п зрению. С учетом этого и ведется работа: адаптация к предметному миру, к социальной среде, принятие собственного «Я».

Следующий этап – это тренинг, в зависимости от результатов коррекционного этапа можно проводить коммуникативный, социально-психологический, тренинг, тренинг активизации ресурсных состояний.

Необходимо также учитывать, что зрячие люди понимают под особенностями незрячего или слабовидящего человека, в основном, его внешний вид, мимику и жесты, поведение, скорость передвижения, осведомленность и ориентирование в житейских ситуациях. Такое упрощенное и ошибочное представление о незрячих людях ведет к непониманию и отчужденности в общении зрячих людей с незрячими и слабовидящими. На этапе тренинга инвалиды по зрению, проходящие курс реабилитации или абилитации в Центре учатся взаимодействию в социуме при негативном настрое собеседников, приобретают навыки активной коммуникации, адекватного реагирования в стрессовых ситуациях.

В конце курса реабилитации проводится анализ деятельности инвалида по зрению на каждом этапе программы. Программу можно считать эффективной, если выпускник Центра адаптируется в социальной ситуации, не имеет психологических барьеров при передвижении  с тростью, адекватно представляет свои физические и психологические возможности, обладает достаточной коммуникативной компетентностью. 

Таким образом: знание психологических особенностей незрячих и слабовидящих людей дает возможность составления более узко направленных программ психологической реабилитации в рамках реабилитационной работы в целом, и приближает нас к такому представлению незрячего человека о себе, в котором он воспринимает свое плохое или отсутствующее зрение как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но, не более того. 

Немалую роль в психологической реабилитации и абилитации инвалидов по зрению играют индивидуальная система жизненных смыслов и ценностные ориентации их личности.